Москворецкий пойменный заказник: пожарная кампания 2020


Мы совсем забыли вам рассказать о работе в Москворецком пойменном заказнике. Исправляемся!

Ещё до начала пожарного сезона мы и добровольцы ДЛП ЦР провели уроки в школе посёлка Виноградово. Рассказывали, чем заказник уникален, как пожары влияют на его обитателей, а ещё вызвали полнейший восторг демонстрацией пожарного оборудования! Безусловно, это было только знакомство: наше с виноградовскими школьниками, а их — с миром заказника.

Урок в Виноградовской школе. Фото: Александра Тевкина

Также в рамках профилактической работы развесили объявления о запрете весенних поджогов травы в ближайших населенных пунктах и по периметру заказника.

Два варианта объявлений. Тот, что справа развешивался в ближайших населенных пунктах, второй — на территории заказника.

Прежде, чем приступать к дежурствам на месте, мы выступили на совещании в Министерстве экологии и природопользования Московской области, посвященном проблемам Москворецкого пойменного заказника, на котором за одним столом собрались представители Министерства, МЧС, администрации Воскресенского городского округа, Охотнадзора Московской области, Канала им. Москвы, Воскресенского общества охотников и рыболовов, Союза охраны птиц России и ДОП МГУ. Участники наметили план работ, схему взаимодействия и обменялись рабочими контактами (протокол совещания).

В этом году пожарный сезон подошел неожиданно. В Виноградовской пойме ранней весной обычны разливы, когда вода доходит до краев дамб и держится до начала мая, а после постепенно отступает. Это создает благоприятные условия для водоплавающих птиц, а также в значительной мере уберегает заказник от пожаров. В этом и прошлом году разливов не было совсем. Во-первых, из-за малоснежных зим, а во-вторых, из-за постоянно открытого Фаустовского шлюза, который обычно удерживает паводок.

Обычный для Виноградовской поймы паводок (последние два года его не было). Фото: Марина Никонорова

Первое из совместных с ДЛП ЦР и Гринпис пожарных дежурств состоялось 19 марта, но несколько небольших палов травы произошли ещё в самом начале месяца. Каждый солнечный и сухой день на месте присутствовала оперативная группа, готовая приступить к тушению. Ситуация в Москворецком пойменном заказнике сложная: в хорошую погоду пойму поджигали с разных точек почти одновременно, а ветер, усиливающийся на открытой местности, способствовал быстрому распространению огня. Потушить такой пожар очень непросто! В один из таких дней мы не сумели справиться с огнем до наступления темноты и группа была вынуждена уехать, оставив несколько горящих кромок. Пожар прогорел всю ночь, а дотушивала его группа, дежурившая на следующий день.

Пожар 23 марта. Фото: Наталья Ключник

Чего уж точно не ожидали в Москворецком пойменном заказнике, так это торфа. А он, оказывается, есть! В середине апреля после пала у Нерской обнаружили небольшой тлеющий очаг. Прибывшие на следующий день на место пожарные, сообщили нам, что очаг залило дождем. Но мы-то знаем — обычно торф от легкого дождя не потухает — и в итоге очаг тушила группа добровольцев.

Торфяной очаг в Москворецком пойменном заказнике 26 апреля. Фото: Анна Богомолова

Завершили пожарные дежурства 27 апреля — к этому времени в пойме уже выросла зеленая трава. Тем не менее, пожарами пройдена четверть территории, это примерно половина того, что в заказнике вообще может гореть. Наши дежурства в Виноградовской пойме в этом году хоть и вышли с некоторыми промахами, но дали свой результат: удалось сберечь несколько ценных участков, один из которых поле, где гнездятся дупели, другой — Веретенников луг — обособленный от основной территории участок. Кроме этого, начата работа с местными государственными структурами и населением. Безусловно, первый год тушения на этой новой для нас территории — это ценный опыт, который позволит спланировать будущие кампании более основательно.

Желтым цветом на схеме показана граница заказника, белым — выгоревшие участки на его территории. Спутниковый снимок Sentinel-2 от 26.04.2020, комбинация красного и инфракрасных каналов (SWIR).

Хочется отметить, что на протяжении всего дежурства в заказнике кипела жизнь. Первыми в начале марта в Виноградовскую пойму прилетели утки-свиязи, чибисы и шумные чайки. Позднее стали встречаться цапли, шилохвости, чирки. А следом и гуси — белолобые и гуменники — собирались на ночевки стаями по сотне птиц. Неоднократно наблюдали мы и орлана-белохвоста, охотящегося над поймой. Однажды встретили даже удода, перелетевшего через дорогу. К маю появились кулики — нарядные турухтаны, веретенники.

Чибис в заказнике. Фото: Антон Мироненко-Маренков

Именно благодаря такому обилию птиц в заказнике, несмотря на запрет весенней охоты на его территории, на наших глазах появлялись охотничьи засидки, а вдоль старого русла реки Нерской обнаружились разбросанные рыбачьи сети (ловля рыбы сетями законодательно запрещена). Об этих случаях мы сразу сообщили в Министерство экологии и председателю Воскресенского общества охотников и рыболовов, который неоднократно приезжал на место. Спустя время засидки были убраны.

Охотничья засидка на территории заказника. Фото: Сергей Пилипенко

Неоднократные наши обращения в Министерство экологии побудили ведомство взять территорию заказника под особый контроль: сообщение на сайте Министерствавторое сообщение. Очень надеемся, что это действительно будет так- ведь на сегодняшний день там даже не стоит ни одного аншлага, информирующего о режиме его охраны.

В дальнейшие наши планы входит работа с местным населением — проведение уроков в школах, распространение объявлений и информационных щитов, возможно, даже организация натуралистических прогулок. Все для того, чтобы люди поняли ценность этой территории, научились бережно относиться к природе и, как следствие, перестали поджигать. Наша задача состоит не только в том, чтобы оперативно тушить пожары в заказнике, но и в том, чтобы их предотвращать. За годы работы в Журавлиной Родине число пожаров снизилось в разы, что является, в том числе, следствием огромной просветительской работы. Поэтому уже сейчас мы начинаем продумывать совместную противопожарную работу на следующий год.

Закат в Москворецком пойменном заказнике. Фото: Александра Тевкина