Травяные пожары: мифическая польза и реальный вред
У нас почему-то до сих пор считается, что если поле весной выжечь, трава на нём будет лучше расти. Это не так. Да, от сгоревшей прошлогодней травы остаётся зола — отличное удобрение. Только она вымывается многочисленными дождями. К тому же, от травяных палов погибают полезные для почвы животные и бактерии.
Основных причин несколько. Во-первых, умышленные поджоги травы на полях и лугах. Как правило, это делают сельхозпользователи. Например, чтобы затем легче было распахать поле, а то и вовсе без каких-либо рациональных обоснований.
Во-вторых, сжигание сухих веток и мусора местными жителями. Многие так делают на своих участках или рядом с ними на полях, хотя это запрещено законом. Подобные действия нередко приводят к пожарам. Например, если огонь недотушат и бросят за ним следить, или если резко изменится ветер. Тогда от горящего мусора огонь может перекинуться на соседнее поле (а иногда – и на дом незадачливого поджигателя.
В-третьих, брошенные на сухую траву горящие окурки и спички, недотушенные костры охотников и рыболовов.
Кто тушит травяные пожары.
На территориях, относящихся к Лесному фонду РФ, такие пожары тушат лесопожарные службы. На землях сельхозназначения в частной собственности тушение остаётся на усмотрение владельцев участков (как правило, этого не происходит, хорошо, если не жгут сами). На остальных землях в муниципальной и региональной собственности травяные палы должны тушить региональные пожарные части. Но если нет непосредственной угрозы населенному пункту, как правило, этого не делают.
Когда травяные пожары особо губительны для природы
Для некоторых особо ценных и потому особо охраняемых природных территорий (ООПТ) травяные палы – это катастрофа: уничтоженными огнём оказываются те самые растения и животные, которые и так под угрозой исчезновения.
Например, заказник “Виноградовская пойма” в Воскресенском районе Московской области прошлой весной выгорел почти на треть. А ведь здесь, на пойменных лугах, живет и гнездится огромное количество птиц, многие из которых в Красной книге: пискулька, серая утка, шилохвость, степной и луговой луни, мородунка, дупель, турухтан, малая чайка, белокрылая крачка, дубровник…

Космоснимки Landsat c наложенными границами выгоревших территорий в пределах заказника «Москворецкий пойменный».
Что могу сделать я?
Во-первых, не поджигать траву самому и не давать это делать другим!
Во-вторых, обсудить эту проблему со всеми друзьями, соседями и знакомыми, их детьми. Это не так бесполезно, как может показаться на первый взгляд. Например, администрация и волонтёры заказника “Журавлиная родина” (Талдомский район Подмосковья) регулярно общаются с местными жителями и проводят уроки в школах, организуют экскурсии на территорию заказника. Благодаря этому число пожаров здесь удалось свести к минимуму. Хотя сравнение усилий одного человека и сразу многих не очень корректно, но всё же… В-третьих, можно самому принять участие в тушении в качестве добровольца. В частности, на территории проектируемого природного парка “Журавлиный край” (Талдомский и Сергиево-Посадский районы Подмосковья) уже более 10 лет каждую весну проходит Противопожарная кампания. Волонтёры тушат травяные пожары на особо ценных участках.
В-четвертых, вы можете подписать петицию о создании дирекции ООПТ Московской области. Этот орган будет контролировать состояние заказников и памятников природы, проводить работу с населением и привлекать поджигателей травы на ООПТ к ответственности.
Отследить — как правило, никак. Конечно, займись ими полиция, разговор был бы другой…
Но очень часто это не окурки, а специальные поджоги. А вот с ними уже надо бороться, разъясняя — в первую очередь через СМИ — что травяные палы — это очень-очень плохо.